ГРИГОРЬЕВ Сергей Алексеевич

ГРИГОРЬЕВ Сергей Алексеевич

(5.07.1910 – 9.04.1988)

«В течение всей свой жизни Григорьев пытался эстетизировать обычную повседневную жизнь советских людей, вопреки всей политической заангажированности, поднять до уровня высокого искусства обычные повседневные семейные отношения, очарование детства, скромную красоту пейзажа за окном…»

Екатерина Мамаева, искусствовед

В пятидесятые годы прошлого столетия картины украинского живописца Сергея Григорьева были чрезвычайно популярны в советском обществе. Незамысловатые по сюжету, словно невзначай подсмотренные художником в соседнем дворе, школе или квартире, они привлекли зрителей отсутствием набившего оскомину пафоса сталинского соцреализма, узнаваемостью персонажей. О новых полотнах Григорьева писали газеты, их обсуждали в коллективах и в семьях, печатали на открытках, возле них толпились посетители выставочных залов, репродукции его картин вешали над кроватями и рабочими столами… С.А. Григорьев получил почти все возможные отличия и звания – народный художник Украины и СССР, академик Академии Художеств СССР, дважды лауреат Сталинской (с 1966 – Государственной) премии, орденоносец, профессор, ректор…

Сергей Григорьев не был официозным живописцем – не писал вождей (хотя портрет всегда был его любимым жанром) и пафосных полотен о революции и войне, которую видел собственными глазами офицера-политработника, не «откликался» на партийные лозунги и злобу дня, любил рисовать детей – они присутствуют практически на всех его жанровых картинах. Но с уходом сталинской эпохи постепенно изменилась и его живопись: на смену огромным полотнам «образцового соцреализма» пришли небольшие лирические пейзажи и натюрморты, краски стали ярче, живопись – более воздушной. Поселившись в дачном поселке Конча-Озерная под Киевом, Григорьев увлеченно отображает на холсте и бумаге поэтические пейзажи Приднепровья и портреты близких, особенно часто – внуков, наслаждается поиском новых колористических решений, работает маслом, акварелью, карандашами. Художник рисует, словно отбросив всё суетное, словно для самого себя – добрый, любящий, но одновременно слегка ироничный, взгляд на мир, на окружающих людей…

Две творческие ипостаси одного большого мастера – слегка морализаторствующий жанрист и тонкий лирик-пейзажист – всё это Сергей Алексеевич Григорьев. К сожалению, посетители музеев видят преимущественно первую ипостась – большие, темноватые полотна, ставшие классикой советского соцреализма и запечатлевшие уже давно ушедшую, непонятную современной молодежи, эпоху. А веселый, яркий и радующийся окружающему миру художник Сергей Григорьев спрятан от глаз в частных коллекциях и музейных запасниках.

Сергей Григорьев «Автопортрет» Сергей Григорьев (автор – Петр Басанец)