ФИЛОНЕНКО Василий Давыдович

ФИЛОНЕНКО Василий Давыдович

(22.04.1929 – 4.05.1983)

Настолько эмоциональным, поэтичным человеком был 
этот художник, что даже индустриальный пейзаж 
порой превращался у него в лирическое живописание.
Л. Богданова, искусствовед

В своей живописи он избегал ярких красок, выявляя суть образа тонкими нюансами цвета, широким, разнообразным и подвижным мазком.Что бы он ни изображал, в каждом мотиве проявлялась красота, найденная в  обыденном. Его пейзажи, написанные с натуры, не производят впечатления случайности видения, в них нет схематизма, они – живое действенное поэтическое отражение жизни природы, ее извечной красоты.

Биография

Окончил Днепропетровское государственное художественное училище в 1950 (по другим данным в 1952). Учителя по специальности: М. Панин, М. Погребняк.

Член союза художников СССР с 1962 г. Работал в области станковой живописи.

Определенную роль в творческом формировании художника сыграли его поездки с группой художников в Среднюю Азию (в 1961 и 1963 гг.), в места ссылки Т. Г. Шевченко. Работы «шевченковского» цикла, созданного в 1961–1964 гг., раскрыли творческое лицо художника, его умение сделать отбор нужного в мотиве, использовать для выявления образа определенную цветовую и колористическую гамму.

В 60-х годах художник часто писал лирические пейзажи, лучшие из работ: «Березки», «Река Снов», «Зимний вечер». В 70-е живописное дарование художника раскрывается в полную силу, его пейзажи становятся более разнообразными по мотивам и по настроению. В этот же период он обращается к изображению родного города. В работах «Старая Чечелевка», «Чечелевка», «Старый дом», «Последний снег» чувствуется его искренняя привязанность к скромным уголкам уходящего в прошлое старого города.

Лиризм живописца, эмоциональность восприятия мира ярко проявились и в его натюрмортах. Он создавал изумительные картины, через мир вещей передавая свое настроение, свою жизненную философию. Частый «герой» картин В. Филоненко – «царица цветов» роза. И каждый натюрморт с розами – это маленькая неповторяющаяся новелла о прекрасном.

В портретах кисти Филоненко проявляется умение подчеркнуть значимость и цельность человеческой личности («Портрет Костабыра», «Портрет М. Таушмаровой».

Принимал участие в выставках: областных – с 1950 г., республиканских – с 1960г., всесоюзных – с 1961г. В 1979 году в Днепропетровском художественном музее прошла персональная выставка художника к его 50-летию и к 25-летию творческой деятельности.

Произведения хранятся в Днепропетровском художественном музее, частных коллекциях.