Укр. Рус. Eng.

МАКСИМОВИЧ Всеволод Николаевич

«В.Максимович, смело использовавший в своем творчестве головокружительную смесь символистских приемов, бесспорно является наиболее ярким представителем украинского стиля модерн. Липкие щупальца его композиций охватыва��т освещенное янтарным светом пространство, заполоненное обезумевшими эфебами, порочными аполлонами, дионисийскими нимфами и сластолюбивыми аргонавтами».

Джон Боулт, американский искусствовед (из статьи «Перепутья»)

Всеволод Максимович добровольно ушёл из жизни очень рано – в 20 лет. Но, удивительно, что даже в этом юном для художника возрасте он внес заметный вклад в украинскую живопись. Всего лишь за три года активного творчества (1912-1914) Максимович создал ряд ярких запоминающихся работ в стиле модерн. Но его увлечение ассоциативной эстетикой символов, культ красоты и античности уже были несозвучны эпохе, где на смену декадансу пришли футуризм и кубизм. Провал первой персональной выставки в Москве, как считается, подтолкнул художника к самоубийству, что было в те годы весьма популярно в богемной среде. По другой версии, Макса (так называли Максимовича друзья-футуристы) к роковому шагу привела неразделенная любовь к молодой поэтессе-футуристке Надежде Николаевой (псевдоним – Надя Эльснер), которая и сберегла для нас полотна художника.

Сегодня можно только гадать, были ли ранние самобытные картины Всеволода Максимовича лишь прологом к несозданным шедеврам, или, как это иногда бывает, художник сумел выразить свое видение мира в первых же работах, и они так и остались бы вершиной его творчества.

Всеволод Максимович родился и вырос в Полтаве. Его наставником в живописи стал сын известного художника-передвижника эпатажный Иван Мясоедов, который еще во время учебы в Академии художеств увлекся силовым спортом и даже выступал в цирке как профессиональный борец и гиревик. Юный Всеволод не только брал у старшего товарища уроки живописи, но и перенял от него увлечение культом античности, красотой атлетичного мужского тела, стал членом мясоедовского художественно-философского объединения «Сад богов», которое художник создал в родовом имении Павленки под Полтавой (сейчас район города).

Серьезного художественного образования Максимович, вероятно, не успел получить. Из Полтавы он переехал в Москву, где начал заниматься в студии известного архитектора Ивана Рерберга, профессора Училища живописи, ваяния и зодчества, благодаря которому увлёкся символизмом.

В Москве Максимович вошел в круг художников и поэтов футуристов, стремился к богемному образу жизни, пристрастился к наркотикам и алкоголю. Незадолго до самоубийства он сыграл главную роль в авангардном игровом фильме «Драма в кабаре футуристов». Своим знакомым Всеволод порой казался загадочным денди, порой смешил попытками обрядиться в тогу гения, порой пугал экстравагантностью поведения. Участник футуристической группы «Мезонин поэзии» Борис Лавренев в своих воспоминаниях дал Максимовичу весьма нелестную характеристику: «Это был человек со страшной внешностью. У него было огромное, раздутое как автомобильная камера лицо, чудовищно толстые щёки, тяжёлая лошадиная челюсть. Видимо, он был не совсем нормален психически. Полотна, которые он писал, состояли из кружков и колец спутанных и переплетающихся, голубого, розового и зелёного цветов, похожих на груду отливающих радугой мыльных пузырей».

Наделенный несомненным талантом Всеволод Максимович начал создавать свой неповторимый живописный стиль, используя творческие открытия современных ему художников. Как писал американский исследователь русского и украинского авангарда Джон Боулт: «…в полотнах Максимовича просматривается филигранное письмо Обри Бердсли, Юлиуса Дитца, Томаса Теодора Гейне и Константина Сомова, а также их московских последователей — Н. Феофилактова и В. Милиоти. В них также угадывается влияние традиций Академии художеств, где В. Максимович познакомился с работами русских, польских и украинских мастеров — таких как Степан Бакалович, Вильгельм Котарбинский и Генрих Семирадский и их верных последователей И. Бродского, Ф. Кричевского и И. Мясоедова. Двое последних станут его верными друзьями». Но творческий путь самобытного живописца оборвался в самом начале…

Творчество художника было забыто на многие десятилетия. Всплеск интереса к имени Максимовича произошел только в 2007 году, благодаря выставке «Перекрестки: модернизм на Украине, 1910—1930», которая проходила в Чикагском культурном центре. Сегодня несколько полотен Всеволода Максимовича представлены в экспозиции Национального художественного музея Украины в Киеве, куда они попали в 1925 году благодаря великому украинскому историку, искусствоведу и музейщику Федору Эрнсту.

Работы художника

  • «Мужской портрет»
    «Мужской портрет»
  • «Автопортрет»
    «Автопортрет»
  • «Карнавал»
    «Карнавал»
  • «Поцелуй»
    «Поцелуй»
  • «Аргонавти»
    «Аргонавти»
  • «Нудизм» (декоративна панель)
    «Нудизм» (декоративна панель)
  • «Тритон»
    «Тритон»
  • «Пир»
    «Пир»
  • «Декоративное панно»
    «Декоративное панно»
  • «Натюрморт»
    «Натюрморт»
  • «Натюрморт»
    «Натюрморт»
  • «Декоративное панно»
    «Декоративное панно»
  • «Мужской портрет»
    «Мужской портрет»

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.