Укр. Рус. Eng.

СУДКОВСКИЙ Руфин (Руфим) Гаврилович

(19.04.1850 – 16.02.1885)

«Ты так море любил, ты его прославлял
Своим гением, кистью могучею.
Вечно будет катить море вал свой на брег
Поминать тебя шумною тризною.
Так и ты, дорогой, будешь памятен век
Прославляем твоею отчизною»

 (Из эпитафии на могиле художника. 
Стихи П. Чистякова)

Биография

  • Родился в Очакове в семье священника Херсонской епархии и сам собирался стать священником. Руфи́н окончил Очаковское духовное училище и в 1865 году поступил в Одесскую духовную семинарию. Но тяга к рисованию, которая проявилась еще в детские годы, в живописной «южной Пальмире» вспыхнула с новой силой. Судковский занимается в рисовальной школе Одесского общества любителей искусства, пишет этюды с натуры. Особенно начинающего живописца привлекают морские сюжеты. В 1868 году, не окончив курса семинарии, он отправляется в Петербург, в Академию художеств. За три года в Академии Судковский за свои пейзажные этюды был отмеч��н большой и малой серебряными медалями. Но ухудшившееся на севере состояние здоровья вынуждает его оставить Академию и ехать домой, на жаркий юг.
    В 1871 году Руфин Судковский возвращается в родной Очаков, много работает над пейзажами черноморских берегов. Первые картины молодого художника во многом носят подражательный характер и успеха не приносят. В 1874-1875 годах Судковский побывал за границей, в Германии и Франции, где продолжил свое обучение. Настойчивый труд приносит плоды: за новые картины на академической выставке 1877 года ему присуждают звание художника 2-й степени – без так и не сданного им в Академии экзамена, «в знак особого исключения и не в пример другим», а два года спустя – и классного художника 1-й степени.
    Судковский отшлифовывает свою технику живописи, находит верные художественные средства, чтобы показать красоту морской стих��и во всех ее проявлениях – и в штиль, и в бурю, правдиво передать игру солнечных бликов в прозрачной воде тихой бухты и грозную силу бешено несущихся вспененных валов...
    Известность художника начинает расти, в 1880 и в 1881 годах Судковский проводит свои выставки в Одессе. Несколько работ художника было представлено на Московской Всероссийской выставке 1882 года. Окончательно его репутация ведущего художника-мариниста, успешно соперничающего с самим Айвазовским, закрепляется после выставок в Петербурге – в 1882, 1883 и 1884 годах. За представленное в экспозиции «Общества художественных выставок» замечательное полотно «Буря близ Очакова» («Очаковская пристань») в 1882 году Судковскому было присуждено звание академика. Его новые выставки проходят в Одессе в здании Биржи (до 90 больших картин и до 50 этюдов, рисунков, эскизов), Николаеве, Киеве. Многие полотна были приобретены с выставок известными ценителями искусства.
    Казалось, что перспективы самые радужные: талант Руфина Судковского общепризнан, его работы с каждым годом обретают новую глубину и силу. Но внезапная смерть от тифа, которым он заразился, устраивая свою выставку в Киеве, обрывает творческий путь 35-летнего художника, не успевшего сказать в живописи еще так много…
    Художник был похоронен в ограде Военного собора в городе Очакове. Над могилой установлен постамент из чёрного мрамора с бронзовым бюстом, отлитым в Петербурге по модели его жены Е. П. Самокиш-Судковской. На постаменте перед бюстом – палитра и кисти.
    Несмотря на короткую творческую жизнь, Руфин Судковский оставил после себя довольно большое художественное наследие – более 100 картин, изображая, главным образом, морские берега у Очакова и Одессы. Его работы украшают экспозиции многих ведущих музеев Украины и России. Имя Судковского носит художественный музей в его родном Очакове, где находится самое большое собрание – 25 работ живописца.

    Еще о художнике… 

    В 1883 году Руфин Гаврилович женился на Елене Петровне Бенард (1863—1924), которая впоследствии вышла замуж вторым браком за академика батальной живописи Н. С. Самокиша и получила известность как художница-иллюстратор Самокиш-Судковская. 

    В 1883 году Архип Куинджи обвинил Судковского в плагиате, заявив, что картина «Мёртвый штиль» («Прозрачная вода») полностью повторяет картину Куинджи «Ладожское озеро» (1870). Куинджи считал, что более десяти лет назад, будучи его соседом по квартире, Судковский видел его работу и теперь повторил к своей картине мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Передвижники Крамской, Максимов, Волков и Репин разместили в «Новом времени» письмо с заявлением, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи. Несколько газет вступились за Судковского, утверждая, что Судковский превзошёл Куинджи. Вопрос свелся к тому, имеет ли вообще право живописец брать для себя темы, когда-либо занимавшие других? Сам Судковский в полемике участия не принимал. 

    Из речи профессора Н.П. Кондакова в Одесской рисовальной школе 6 февраля 1885 года в день похорон Р.Г. Судковского: «Покойный и родом и своей художественной деятельностью был сын нашего юга. Южное море было его исключительной художественной стихией. На его картинах мы видали у него и грандиозные дали, лишь слегка на самом горизонте закутанные лазурной дымкой, то живучую могучую стихию, катящую правильно вал за валом, то блестящую переливами моря у берегов. Его живопись сливала в общегармоническое впечатление всю причудливую мозаику рефлексов. Наш художник, хотя и после долгих работ, но всё же при первом выступлении, почти сразу был признан сильным, самостоятельным маринистом. Сразу понял и определил Судковский свою задачу: писать своё море исключительно с натуры, не творить ничего по воображению и удержанным впечатлениям, делать для моря полные этюды, как делает маринист. В этом была его сила…»

Работы художника

Статьи в печатных изданиях

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.