Укр. Рус. Eng.

СТИЛИАНУДИ Александр Николаевич

(27.01.1868 – 4.12.1948)



Его пейзажи называли «цветовыми симфониями», а самого художника – великим тружеником. Коллеги-художники высоко ценили его талант, но широкой публике, особенно в советский период, он оставался почти неизвестным.



Родился Александр Стилиануди в Одессе в семье бухгалтера, греческого подданного. По примеру отца закончил коммерческое училище, но решил посвятить себя живописи. Учился в Одесской рисовальной школе (1885–1890) у Г. Ладыженского, К. Костанди, А. Попова, в Петербургской Академии художеств (1890–1895) у   
П. Чистякова, А. Куинджи, И. Репина. Закончил Академию с двумя серебряными медалями и вернулся в родную Одессу.
Преподавал в гимназиях, училищах, с 1936 года – в строительном институте. Писал портреты и натюрморты, но с особым удовольствием – небольшие лирические пейзажи этюдного характера. Оставил множество работ с изображением уютных одесских бульваров и тихих городских окраин. По стилю был близок к импрессионизму, отдавая предпочтение передаче общего настроения, а не кропотливой выписке деталей. Регулярно участвовал в выставках. Членом Товарищества южнорусских художников стал еще в студенческие годы, а в 1910 – секретарем правления ТЮРХ. Был членом-основателем и секретарем-казначеем Общества им. К. Костанди (1922) до его роспуска в 1929 году.
8 декабря 1916 года Г. Висконти в газете «Одесский листок» писал о XXVI выставке картин ТЮРХа:
«Стилиануди выставил свои симфонии зеленых тонов, которые так характерны для этого художника. Он хорош тем, что оригинален и идет своим путем. Его зеленые полотна не раз вызывали недоумение. Он не реалист, и ошибочно оценивать его зеленые симфонии с точки зрения сходства с природой. Стилиануди нашел в зеленых тонах особые созвучия. Не всем, конечно, эти созвучия могут одинаково нравиться – это вопрос вкуса – можно очень любить и понимать музыку, но не любить тот или другой строй. Художник строит «созвучия» красок без сюжета, его цель не передать, например, «Тишину» сюжетом, а построить гармонию цвета на знакомых нам предметах – гора, деревья, небо, облака».
В советское время Стилиануди как художник оказался мало востребован, а в конце 1930-х после ареста и расстрела его сына Николая и брата Константина Александра Николаевича вообще перестали приглашать к участию в выставках. Спасало только преподавание, в т.ч. в известной Стройпрофтехшколе № 1, где его учениками были «отцы» советской космонавтики С. П. Королев и В. П. Глушко.
В самом конце жизни, после смерти жены Дарьи Васильевны, он породнился с семьей своего учителя К. Костанди. Его гражданской женой стала старшая дочь Кирияка Константиновича – Анна. Александр Николаевич напряженно работал до самой своей смерти в возрасте 80 лет.
За свою долгую творческую жизнь А.Н. Стилиануди не имел ни одной персональной выставки. Даже в дореволюционной Одессе консервативная публика и критика не воспринимали его новаторские работы, а в «социалистический реализм» художник вообще не вписывался. В украинских музеях представлено всего четыре картины Стилиануди: две в художественном музее Одессы и по одной в музеях Киева (НХМУ) и Николаева. В последние годы интерес к творчеству художника заметно вырос. Одесский филиал Греческого фонда культуры в 2010 году организовал в Одессе большую ретроспективную выставку «Гармонии Стилиануди» и издал каталог работ мастера.

Работы художника

  • «Автопортрет». 1920-е
    «Автопортрет». 1920-е
  • «Натюрморт с книгой». 1886
    «Натюрморт с книгой». 1886
  • «Натюрморт с автопортретом». 1887
    «Натюрморт с автопортретом». 1887
  • «Петербург. Поклонная года». 1894
    «Петербург. Поклонная года». 1894
  • «Портрет жены художника – Д.В. Стилиануди». Конец 1890-х
    «Портрет жены художника – Д.В. Стилиануди». Конец 1890-х
  • Без названия. 1904
    Без названия. 1904
  • «Лунная ночь на Большом Фонтане». 1904
    «Лунная ночь на Большом Фонтане». 1904
  • «Болград». 1905
    «Болград». 1905
  • «Сирень». 1909
    «Сирень». 1909
  • «Дача на Малом Фонтане». 1910
    «Дача на Малом Фонтане». 1910
  • «Весенний пейзаж». 1912
    «Весенний пейзаж». 1912
  • «Ночной город». 1910-е
    «Ночной город». 1910-е
  • Без названия. До 1918
    Без названия. До 1918
  • «Большой фонтан. Хаты Трача». До 1918
    «Большой фонтан. Хаты Трача». До 1918
  • «Дача. Затишье». До 1918
    «Дача. Затишье». До 1918
  • «Дача Маразли». До 1918
    «Дача Маразли». До 1918
  • «Натюрморт». До 1918
    «Натюрморт». До 1918
  • «Ночной мотив». До 1918
    «Ночной мотив». До 1918
  • «Одесса. Парк». До 1918
    «Одесса. Парк». До 1918
  • «Портрет дочери». До 1918
    «Портрет дочери». До 1918
  • «Портрет сына». До 1918
    «Портрет сына». До 1918
  • Без названия. 1918
    Без названия. 1918
  • «Окрестности Одессы». 1918
    «Окрестности Одессы». 1918
  • Без названия. После 1918
    Без названия. После 1918
  • «Улица Пастера». После 1918
    «Улица Пастера». После 1918
  • «Степь». 1-я четверть ХХ в.
    «Степь». 1-я четверть ХХ в.
  • «Облака». (этюд) 1927
    «Облака». (этюд) 1927
  • «День сирени». 1927-28
    «День сирени». 1927-28
  • «На Буге». 1929
    «На Буге». 1929
  • «Южноукраинский пейзаж». 1936
    «Южноукраинский пейзаж». 1936
  • Без названия
    Без названия
  • Без названия (Виноградники)
    Без названия (Виноградники)
  • «Вечереет»
    «Вечереет»
  • «Заход солнца»
    «Заход солнца»
  • «Одесский порт»
    «Одесский порт»
  • «Паруса»
    «Паруса»
  • «Пейзаж с деревьями»
    «Пейзаж с деревьями»
  • «Сирень»
    «Сирень»
  • «Фонтаны»
    «Фонтаны»
  • «Цветущий сад»
    «Цветущий сад»

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.