ЛЕВЧЕНКО Петр Алексеевич

 «Это же музыка красок,
сонеты любви к природе»

Павло Тычина, украинский поэт

Украинский живописец-пейзажист и рисовальщик. Учился в Академии художеств в Петербурге. В своем творчестве был близок к передвижникам. Мастер небольшой лирической пейзажной картины, передающей поэзию украинской природы. Один из зачинателей жанра интерьерной живописи в Украине. Был одним из основателей и постоянным членом Харьковского товарищества искусства, экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок, Товарищества южнороссийских художников, Товарищества киевских художников. 

Биография

  • Петр Алексеевич Левченко, тонкий мастер лирического пейзажа, камерных интерьерных композиций и великолепный рисовальщик, считается одним из самых недооцененных украинских художников. Он умер в нищете, всеми забытый и покинутый в своем родном Харькове в январе 1917 года. Надвигался хаос революций, смуты и гражданских войн. Выставка из более чем 700 работ художника, организованная в Харькове  вскоре после его смерти, ненадолго всколыхнула интерес к творчеству выдающегося мастера. Знатоки живописи, впервые увидев столь широкую подборку работ Петра Алексеевича, в большинстве своём небольших по размеру, сдержанных по цветовой гамме и неброских в выборе сюжетов, смогли, может быть, впервые по достоинству оценить его глубокий, искренний талант. Но наступала эпоха другой живописи, других тем.

    … Легенда это или быль, но рассказывают, что в середине нелегких 1930-х годов в антикварный магазин в Харькове зашла пожилая усталая женщина и предложила на продажу несколько картин. Небольшие скромные работы не вызвали воодушевления оценщика. А спустя несколько дней в дверь  Матильды Иосифовны Сытовой – бывшей оперной певицы и гражданской жены Петра Алексеевича – постучал Павло Тычина со своими друзьями-поэтами. Мастера слова были в восторге от пейзажей забытого мастера кисти: «Это же музыка красо��, сонеты любви к природе», - восторгался Тычина…  Полотна Петра Левченко начали покупать и выставлять музеи, о нем снова заговорили специалисты. Но до сегодняшнего дня биография художника полна белых пятен, неизвестна судьба его переписки, нет полного каталога картин этого незаурядного живописца и графика.

    Петр Левченко родился 29 июня (11 июля) 1856 года в Харькове в семье купца, владельца канатной фабрики, и был старшим из 10 детей.  В гимназии успехами не блистал, но увлекался искусством – музыкой, рисованием. Хотел даже стать профессиональным пианистом, но повредил левую руку, что помешало осуществлению мечты. 

    Во второй харьковской гимназии, где вместе с ним учились будущие известные художники С. Васильковский, Г. Семирадский, В. Беклемишев, К. Крыжицкий, рисование преподавал ученик К.Брюллова Дмитрий Безперчий. И если гимназический курс греческого  языка Левченко одолеть так и не смог, то успехи в рисовании были настолько несомненными, что Петр бросил гимназию и продолжил учебу в студии живописи Егора Шрейдера. Одну из своих картин начинающий художник в 1873 году послал на выставку ученических работ в Петербург и был награжден серебряной медалью.

    Вопреки воле отца, мечтавшего видеть старшего сына продолжателем семейного дела, Петр Левченко в 1878 году стал вольнослушателем Петербургской Академии художеств, где проучился до 1883 года. Огромное влияние на развитие таланта слобожанского художника оказали его преподаватели в Академии: в общих классах – Павел Чистяков, отшлифовавший мастерство Левченко-рисовальщика, а в пейзажном классе – Михаил Клодт, скрупулезный реалист в своем творчестве, и Владимир Орловский, земляк с Украины, ученик И. Сошенко и Т. Шевченко, тяготевший к пленэрной живописи и ставший последователем барбизонцев.

    Денег, присылаемых отцом, на столичную жизнь катастрофически не хватало, жесткие академические регламенты тяготили молодого художника, и перед самым завершением курса Петр Левченко бросает Академию художеств и возвращается в Харьков, где живет практически постоянно.

    Его отец к тому времени умирает, семья почти лишается средств. Началась жизнь «свободного художника». Левченко пишет и продает картины, особенно много работает на натуре и окончательно формируется как пейзажист.  Ради заработка пришлось заняться и преподаванием в харьковской школе рисования и живописи М.Раневской-Ивановой.

    Левченко с 1886-го по 1904-й год регулярно участвует почти во всех выставках художников-передвижников, к которым был очень близок в своем творчестве, но в Товарищество так и не вступил.  Правда, стал одним из основателей и постоянным членом Харьковского товарищества искусства, Товарищества южнорусских художников и некоторых других творческих объединений.

    На его работы обратил внимание петербургский меценат барон Штиглиц, который подарил художнику тысячу рублей для поездки во Францию и Италию. Пребывание в Париже в 1895 году и знакомство с творчеством импрессионистов оказали большое воздействие на живопись Петра Левченко, которому удалось привить многие находки французских новаторов на украинскую почву, не порывая с традициями передвижников.

    Петр Алексеевич много путешествует и по Украине, пишет пейзажи Слобожанщины и Киевщины. Особенно привлекают художника околицы небольших городков, таких как Путивль, сельская глухомань. Даже в центре Киева величественный Софийский собор служит у Левченко лишь фоном  изображению обшарпанного заднего двора или афишной тумбы с озябшими прохожими. Такие скромные работы денег и славы художнику не приносят.

    Картины Петра Левченко малолюдны – когда-никогда чуть намеченная человеческая фигура оживит пейзаж, зачастую привнося в него дополнительную грустную нотку. И только в интерьерных работах, жанре, одним из основоположников которого в украинской живописи стал Левченко, человек иногда становится центром картины – своей маленькой вселенной. Как правило,  художнику позировала его вторая жена Матильда, с которой они были не венчаны. Художник познакомился с ней в Киеве, где Матильда Сытина пела в опере. Вспыхнул роман, но ее муж, то ли инженер, то ли банкир, не дал развода, а Петр Алексеевич, легкомысленно женившись в молодые годы на хорошенькой служанке – брак в стиле романтических традиций конца 19 века, к тому же, быстро распавшийся, – уже не придавал значения формальностям. Они прожили небогато, но счастливо до самой смерти Петра Алексеевича от рака в харьковской клинике его друга доктора К.Данилевского в январе 1917 года.

    Петр Левченко в своей мастерской

    Матильда Левченко


Работы художника

  • «Автопортрет»
    «Автопортрет»
  • «Лето в Малороссии»
    «Лето в Малороссии»
  • «Улица на Подоле»
    «Улица на Подоле»
  • «Село зимой» (фрагмент картины)
    «Село зимой» (фрагмент картины)
  • «Клуни (Овины)»
    «Клуни (Овины)»
  • «Хата»
    «Хата»
  • «На рассвете»
    «На рассвете»
  • «Хутор»
    «Хутор»
  • «Хозяйские хлопоты»
    «Хозяйские хлопоты»
  • «Глухомань» («Село зимой»)
    «Глухомань» («Село зимой»)
  • «Хаты. Путивль»
    «Хаты. Путивль»
  • «Летний день. На лесопильне»
    «Летний день. На лесопильне»
  • «Пейзаж Харьковщины. Над речкой»
    «Пейзаж Харьковщины. Над речкой»
  • «Праздничный стол»
    «Праздничный стол»
  • «Светает»
    «Светает»
  • «На Харьковщине»
    «На Харьковщине»
  • «Веранда»
    «Веранда»
  • «Украинское село в летний полдень»
    «Украинское село в летний полдень»
  • «Монастырь»
    «Монастырь»
  • «На лугу. Болотце»
    «На лугу. Болотце»
  • «Вдохновение»
    «Вдохновение»
  • «Водяная мельница»
    «Водяная мельница»
  • «Дорога с экипажем» Этюд
    «Дорога с экипажем» Этюд
  • «Улица Парижа»
    «Улица Парижа»
  • «Зима. Киев. Вид из окна»
    «Зима. Киев. Вид из окна»
  • «Зимняя река»
    «Зимняя река»
  • «Интерьер. Божница»
    «Интерьер. Божница»
  • «Интерьер с букетом цветов»
    «Интерьер с букетом цветов»
  • «Хата. Харьков»
    «Хата. Харьков»
  • «Хаты»
    «Хаты»
  • «Хутор»
    «Хутор»
  • «Подсолнухи»
    «Подсолнухи»
  • «Путивль. Монастырь»
    «Путивль. Монастырь»
  • «Крыльцо»
    «Крыльцо»
  • «Старый Подол»
    «Старый Подол»
  • «Уголок комнаты»
    «Уголок комнаты»
  • «Фонтан возле Золотых Ворот в Киеве»
    «Фонтан возле Золотых Ворот в Киеве»
  • «Фонтан возле Золотых Ворот в Киеве»
    «Фонтан возле Золотых Ворот в Киеве»
  • «Хата на околице села»
    «Хата на околице села»
  • «Дворик»
    «Дворик»
  • «Дорога на краю села (На Украине)»
    «Дорога на краю села (На Украине)»
  • «На околице. Хата осенью»
    «На околице. Хата осенью»
  • «Подсолнух»
    «Подсолнух»
  • «Вдохновение». Вариант
    «Вдохновение». Вариант
  • «В садике за столом. Осенью»
    «В садике за столом. Осенью»
  • «Сельский пейзаж»
    «Сельский пейзаж»
  • «Автопортрет»
    «Автопортрет»
  • «Голубые тени. Хата. Змиев»
    «Голубые тени. Хата. Змиев»
  • «Водяная мельница»
    «Водяная мельница»
  • «Заброшенная хата»
    «Заброшенная хата»
  • «На краю села»
    «На краю села»
  • «Околица»
    «Околица»
  • «Село. Солнечный день»
    «Село. Солнечный день»
  • «Уголок улочки. Ессентуки»
    «Уголок улочки. Ессентуки»
  • «Хата»
    «Хата»
  • «Белая хата. Путивль»
    «Белая хата. Путивль»
  • «Берег моря. Неаполь»
    «Берег моря. Неаполь»
  • «В кровати. Больная (Жена художника)»
    «В кровати. Больная (Жена художника)»
  • «В мастерской художника»
    «В мастерской художника»
  • «В Пашенном»
    «В Пашенном»
  • «В Путивле»
    «В Путивле»
  • «Ветряки»
    «Ветряки»
  • «Ветряки»
    «Ветряки»
  • «Ветряк»
    «Ветряк»
  • «Ветряная мельница»
    «Ветряная мельни��а»
  • «Ветрячок. Вечереет»
    «Ветрячок. Вечереет»
  • «Ветрячок. На горе»
    «Ветрячок. На горе»
  • «Во дворе»
    «Во дворе»
  • «Водяная мельница»
    «Водяная мельница»
  • «Водяная мельница»
    «Водяная мельница»
  • «Возле озера»
    «Возле озера»
  • «Возле озера» (вариант)
    «Возле озера» (вариант)
  • «Выгон. На краю села» (фрагмент)
    «Выгон. На краю села» (фрагмент)
  • «Гай» («Рощица»)
    «Гай» («Рощица»)
  • «Голубая хата»
    «Голубая хата»
  • «Гостиная»
    «Гостиная»
  • «Дама в красном платье»
    «Дама в красном платье»
  • «Двор. Крыльцо»
    «Двор. Крыльцо»
  • «Деревянное строение»
    «Деревянное строение»
  • «Домик под зеленой крышей»
    «Домик под зеленой крышей»
  • «Домики»
    «Домики»
  • «Донец» (фрагмент 1)
    «Донец» (фрагмент 1)
  • «Донец» (фрагмент 2)
    «Донец» (фрагмент 2)
  • «За книгой при розовой лампе»
    «За книгой при розовой лампе»
  • «Дорога»
    «Дорога»
  • «За пряжей»
    «За пряжей»
  • «За самоваром»
    «За самоваром»
  • «За столом. Чтение письма»
    «��а столом. Чтение письма»
  • «За тыном»
    «За тыном»
  • «Задворки Софийского собора. Киев»
    «Задворки Софийского собора. Киев»
  • «Заснеженные жилища» (фрагмент)
    «Заснеженные жилища» (фрагмент)
  • «Заснеженные крыши. Оттепель»
    «Заснеженные крыши. Оттепель»
  • «Зима»
    «Зима»
  • «Зимнее утро»
    «Зимнее утро»
  • «Зимний пейзаж»
    «Зимний пейзаж»
  • «Интерьер с зеленой лампой»
    «Интерьер с зеленой лампой»
  • «Интерьер с креслом»
    «Интерьер с креслом»
  • «Интерьер с роялем»
    «Интерьер с роялем»
  • «Интерьер»
    «Интерьер»
  • «Интерьер»
    «Интерьер»
  • «Интерьер»
    «Интерьер»
  • «Колокольня Путивльского монастыря»
    «Колокольня Путивльского монастыря»
  • «Копны»
    «Копны»
  • «Корчма»
    «Корчма»
  • «Купальни»
    «Купальни»
  • «Малахитовый домик среди осеннего золота»
    «Малахитовый домик среди осеннего золота»
  • «Матильда в розовом»
    «Матильда в розовом»
  • «Мовчанский монастырь»
    «Мовчанский монастырь»
  • «На веранде»
    «На веранде»
  • «На Журавлёвке. Харьков»
    «На Журавлёвке. Харьков»
  • «На краю села. Хаты»
    «На краю села. Хаты»
  • «На кухне»
    «На кухне»
  • «На лугу. Болотце» (вариант)
    «На лугу. Болотце» (вариант)
  • «На опушке»
    «На опушке»
  • «На Роси. Валуны»
    «На Роси. Валуны»
  • «На Украине»
    «На Украине»
  • «Над рекой»
    «Над рекой»
  • «Натюрморт с самоваром»
    «Натюрморт с самоваром»
  • «Ночь. Хата в Моринцах»
    «Ночь. Хата в Моринцах»
  • «Окно в сад»
    «Окно в сад»
  • «Околица села»
    «Околица села»
  • «Околица села. Огороды»
    «Околица села. Огороды»
  • «Около мельницы»
    «Около мельницы»
  • «Осень в саду»
    «Осень в саду»
  • «Пейзаж с деревьями»
    «Пейзаж с деревьями»
  • «Пейзаж с деревьями». Этюд
    «Пейзаж с деревьями». Этюд
  • «Пейзаж с ветряком»
    «Пейзаж с ветряком»
  • «Перед синей хатой»
    «Перед синей хатой»
  • «Под домом»
    «Под домом»
  • «Под Мерефой»
    «Под Мерефой»
  • «Полдень. Хата»
    «��олдень. Хата»
  • «Полтавщина»
    «Полтавщина»
  • «Помещичий дом»
    «Помещичий дом»
  • «Похоронная процессия»
    «Похоронная процессия»
  • «Путивль»
    «Путивль»
  • «Путивльский Молчанский монастырь»
    «Путивльский Молчанский монастырь»
  • «Развалюха»
    «Развалюха»
  • «Сельской дорогой»
    «Сельской дорогой»
  • «Скамейка в саду. Змиев»
    «Скамейка в саду. Змиев»
  • «Скамейки в саду» («В садике»)
    «Скамейки в саду» («В садике»)
  • «София Киевская»
    «София Киевская»
  • «Среди зелени»
    «Среди зелени»
  • «Старая завалюха»
    «Старая завалюха»
  • «Старый дом. Зима»
    «Старый дом. Зима»
  • «Стога, освещенные солнцем»
    «Стога, освещенные солнцем»
  • «У колодца»
    «У колодца»
  • «Уголок двора»
    «Уголок двора»
  • «Уголок двора»
    «Уголок двора»
  • «Уголок мастерской художника»
    «Уголок мастерской художника»
  • «Украина»
    «Украина»
  • «Украинское село»
    «Украинское село»
  • «Улица в Путивле»
    «Улица в Путивле»
  • «Улочка в Путивле»
    «Улочка в Путивле»
  • «Улочка. Юг Франции»
    «Улочка. Юг Франции»
  • «Хата»
    «Хата»
  • «Хата. Подсолнухи»
    «Хата. Подсолнухи»
  • «Хата возле речки»
    «Хата возле речки»
  • «Хата на холме»
    «Хата на холме»
  • «Хата, освещенная солнцем»
    «Хата, освещенная солнцем»
  • «Хатка в зеленом саду»
    «Хатка в зеленом саду»
  • «Хаты»
    «Хаты»
  • «Хаты» (этюд)
    «Хаты» (этюд)
  • «Хутор»
    «Хутор»
  • «Хутор в степи»
    «Хутор в степи»
  • «Цып-цып-цып!»
    «Цып-цып-цып!»

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.