Укр. Рус. Eng.

ИЖАКЕВИЧ Иван Сидорович

(18.01.1864 – 19.01.1962) 

«Для нас, тогда молодых, начинающих художников, темы и образы Ижакевича звали также искать прекрасное в жизни нашего народа, будили в нас чувство единства с народом и непоколебимое желание показать этот народ средствами искусства»

Карп Трохименко, народный художник Украины

 

Биография

  • Иван Сидорович Ижакевич был многогранным художником: он прославился своими работами в книжной иллюстрации и журнальной графике, станковой живописи – писал портреты, жанровые картины, исторические полотна и пейзажи. Он также был иконописцем, с успехом работал над настенными росписями. Кроме того, испытал свои силы в театрально-декорационном искусстве. Известен он и как автор научно-популярных панно-картин, и как педагог. Его произведения хранятся во многих музеях Украины.

    Родился будущий художник в бедной крестьянской семье на Уманьщине. Душа мальчика жадно впитывала народные песни и предания о тяжелых временах панщины, крестьянских восстаниях и подвигах казаков, страстные шевченковские строки, передававшиеся из уст в уста. Эти детские впечатления во многом определили будущую тематику творчества Ижакевича.

    В 12 лет Иван был отправлен в Киев, «в науку» в Братский монастырь. Но церковную карьеру, о чем мечтала мать мальчика, ему не суждено было сделать. Живя у своего дяди-псаломщика на подворье Киево-Печерской лавры, Иван часто с завистью наблюдал за учениками лаврской иконописной школы. Однажды и сам решился проверить, есть ли у него талант к рисованию: «Эх, была не была, попробую и я, – сказал себе парень, раздобыл у дяди карандаш и бумагу и понатужился изобразить хоть приблизительно так, как он видел вчера у ученика. Когда рисунок [спящего извозчика] близился к концу, пришел дядя, посмотрел, улыбнулся, еще раз посмотрел и на рисунок, и на извозчика и решил, что нужно племянника определить в лаврскую школу. Небывалая радость обуяла парня…», – вспоминал Иван Сидорович в своих автобиографических записках.

    Ижакевич в 1879-1881 годах учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре. Затем поступил в частную школу художника Николая Ивановича Мурашко, славящуюся своими демократическими традициями и прекрасными преподавателями. Но жить будущему художнику было не на что – на помощь из дома рассчитывать не приходилось. Мурашко нашел выход, зачислив Ивана на должность репетитора учеников начального класса вместо Николая Пимоненко, уехавшего в Петербург в Академию художеств.

    В том же 1882 году большая группа педагогов и учеников рисовальной школы – в их числе Ижакевич – была привлечена к многолетней реставрации старинных фресок Кирилловского монастыря в Киеве.

    Учеба под руководством талантливых преподавателей Мурашко и Платонова подготовила Ижакевича к поступлению вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств, куда он в 1884 году был зачислен сразу в фигурный класс, минуя класс головной.

    Последовали первые успехи – похвалы за домашние работы, а затем и малая серебряная медаль. Но денег не хватало катастрофически: Ижакевич пишет многочисленные прошения об освобождении от платы за обучение, пытается подрабатывать иллюстратором в журналах. И когда в 1888 году нужда заставила молодого художника оставить учебу в Академии, он целиком отдается работе в журналах.

    Он сотрудничает с «Живописным обозрением», «Всемирной иллюстрацией», «Севером», но наиболее плодотворным было сотрудничество с журналом «Нива», продолжавшееся 29 лет. Этот очень популярный в дореволюционной России еженедельник опубликовал сотни рисунков Ивана Ижакевича. Это были рисунки не только на темы украинского быта, но и на библейские мотивы, на темы русской истории, иллюстрации к литературным произведениям и театральным спектаклям…

    В начале 1890-х Ижакевич ездит с этюдником по Украине: Полтавщина, Киевщина, места Запорожской Сечи… Профессиональное мастерство художника растет, меньше становится проходных, неудачных работ, вырабатывается оригинальный творческий почерк. С этого времени он овладевает техникой живописи гризайлью – в два  цвета, – что соответствует его склонностям художника-иллюстратора. Скупыми средствами он достигает большого художественного эффекта.

    Тема жизни украинских крестьян, их тяжелого труда, обычаев и праздников, притеснений чиновниками и помещиками, страниц славной украинской истории навсегда становится главенствующей в творчестве Ижакевича. Многие картины художник посвящает сельской детворе. Нередко обращается и к жанру пейзажа.

    Но особое место в его творчестве занимают произведения Тараса Шевченко и сама личность украинского гения. Ижакевич в течение всей своей долгой жизни делает множество иллюстраций к стихам и поэмам Шевченко, пишет и картины из жизни самого поэта. Певец-кобзарь в творчестве Ижакевича стал таким же символом украинского духа, как и в поэзии Шевченко. Шевченкиада Ижакевича насчитывает около 200 произведений.

    В 1895 году Совет Петербургской Императорской Академии художеств выдал художнику свидетельство на право преподавания рисования в средних учебных заведениях. Когда Комитет по охране памятников старины пригласил Ижакевича на должность преподавателя киевской Лаврской школы, тот охотно согласился. В 1905-1906 годах Иван Сидорович руководил Лаврской школой, которую в 1906 году преобразовали в мастерскую. Сегодня Лаврские иконописные мастерские, отметившие свое 130-летие, носят имя Ивана Ижакевича.


    В 1900-е, живя в Киеве, Иван Сидорович расписывает Трапезную и Всехсвятскую церкви Лавры, в 1911 расписывал церковь святого Георгия на мемориале «Казацкие могилы» – месте Берестейской битвы. Ижакевич пишет много видов Киева, которые в 1913 году вышли в виде альбома цветных открыток. Также художник работает в составе жюри конкурса на лучший проект памятника Шевченко в Киеве. В состав жюри входили крупнейшие деятели украинской культуры.

    В 1917 году Ижакевич окончательно поселяется в Киеве. Он работает художником в клубе Куреневского кожевенного завода, преподает (до 1932 года) рисование в школе, иллюстрирует школьные учебники и хрестоматии на украинском языке.

    В 1919 совместными усилиями художников создан Первый Профессиональный Союз художников Киева. В середине 1920-х Ижакевич примкнул к Ассоциации Художников Червоной Украины (АХЧУ).

    В 1920-е Иван Сидорович много работает в станковой живописи, пишет картины на сюжеты из различных периодов истории Украины для Киевского, Харьковского, Днепропетровского, Черниговского исторических музеев. Картины пользуются успехом у посетителей музеев, и по заказу Наркомпроса Украины некоторые из них художник пишет в нескольких вариантах и повторениях. В 1931-1935 годах для Геологического музея УАН Ижакевич создает 14 огромных панно-картин, изображающих ландшафты различных геологических периодов.

    Все эти годы художник активно продолжает работать в жанре книжной иллюстрации. В 1936 году Государственное издательство художественной литературы Украины начинает выпуск иллюстрированных изданий произведений классиков украинской литературы. В течение одного только  1937 года выходят иллюстрированные Ижакевичем драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня», «Бориславские рассказы» Ивана Франко, повесть Максима Коцюбинского «Фата Моргана». Когда началась подготовка к юбилейному изданию «Кобзаря» Тараса Шевченко, к 125-летию поэта, иллюстрации к нему единогласно поручили подготовить Ивану Ижакевичу. Свыше 30 ярких работ мастера украсили издание 1939 года и стали хрестоматийными.

    Годы немецкой оккупации художник провел в Киеве, работая над иллюстрациями к «Энеиде» Котляревского (книга с его иллюстрациями вышла в 1948 г.). После войны написал ряд картин, посвященных Красной Армии и партизанам. Продолжил работу над иллюстрированием украинских классиков – В. Стефаника, М. Черемшины, О. Кобылянской, Г. Квитки-Основьяненко и других. Ивана Ижакевича, как книжного иллюстратора, можно сравнить с выдающимся французским художником Полем Гюставом Доре, который сказал «Я проиллюстрирую всё».

    В 1951 году И. С. Ижакевич удостоен звания Народного художника УССР.

    Последнюю свою картину художник начал за неделю до смерти. Умер Иван Сидорович на следующий день после своего 98-летия. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

    Иван Сидорович был дважды женат. Первый раз – во время учебы в Петербурге – на Аграфене Яковлевой. Их сын Александр покончил с собой в возрасте 16 лет. От второй жены в Киеве – Марии Ивановой – родился сын Михаил (1909-1975), композитор и музыкальный редактор. Мария погибла в 1940-м – попала под трамвай.

    Иван Сидорович Ижакевич создал за свою долгую жизнь более 20 тысяч картин и иллюстраций, расписал несколько церквей и создал иконы более чем для 20 храмов.

     

     

Работы художника

  • «Возвращение казаков из морского похода»
    «Возвращение казаков из морского похода»
  • «Григорий Сковорода в пути»
    «Григорий Сковорода в пути»
  • «Крестьянский двор»
    «Крестьянский двор»
  • «Мама идет!»
    «Мама идет!»
  • «Вид флигелей Киево-Печерской Лавры»
    «Вид флигелей Киево-Печерской Лавры»
  • Фрагмент росписи церкви Всех святых Киево-Печерской Лавры
    Фрагмент росписи церкви Всех святых Киево-Печерской Лавры
  • «Воскресение Иисуса Христа»
    «Воскресение Иисуса Христа»
  • «Мама идет!»
    «Мама идет!»
  • «Покровский монастырь. Киев»
    «Покровский монастырь. Киев»
  • «Аскольдова могила»
    «Аскольдова могила»
  • «Владимирская гора»
    «Владимирская гора»
  • «Онуфриевская башня (Печерск)»
    «Онуфриевская башня (Печерск)»
  • «Спас на Берестове»
    «Спас на Берестове»
  • «Владимирская горка»
    «Владимирская горка»
  • «Крестный ход»
    «Крестный ход»
  • «Автопортрет»
    «Автопортрет»
  • «Торг невольниками в Турции»
    «Торг невольниками в Турции»
  • «Первая музыка»
    «Первая музыка»
  • «Автопортрет»
    «Автопортрет»
  • «Торг крепостными»
    «Торг крепостными»
  • «Тарас Шевченко – пастух»
    «Тарас Шевченко – пастух»
  • «Мария Ивановна идет»
    «Мария Ивановна идет»
  • «Обращенный грешник»
    «Обращенный грешник»
  • «Осел и соловей»
    «Осел и соловей»
  • «Фата Моргана»
    «Фата Моргана»
  • «Еретик»
    «Еретик»
  • «Пан Халявский»
    «Пан Халявский»
  • «Сон»
    «Сон»
  • «Перебендя»
    «Перебендя»
  • «Восстание крестьян»
    «Восстание крестьян»
  • «Энеида»
    «Энеида»
  • «Гриць в школе»
    «Гриць в школе»
  • «Автопортрет»
    «Автопортрет»
  • «Катерина»
    «Катерина»
  • «Песнь кобзаря»
    «Песнь кобзаря»
  • «Кобзар�� в селе»
    «Кобзарь в селе»
  • «Катерина»
    «Катерина»
  • «Летний день (пейзаж)»
    «Летний день (пейзаж)»
  • «Декабристы в Забайкалье»
    «Декабристы в Забайкалье»
  • «В гости»
    «В гости»
  • «В трактире»
    «В трактире»
  • «Дети идут из церкви»
    «Дети идут из церкви»
  • «Запорожец на отдыхе»
    «Запорожец на отдыхе»
  • «Крепостных меняют на собак»
    «Крепостных меняют на собак»
  • «Норовистого соседа везут на свадьбу»
    «Норовистого соседа везут на свадьбу»

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.