ИЖАКЕВИЧ Иван Сидорович

ИЖАКЕВИЧ Иван Сидорович

(18.01.1864 – 19.01.1962)

«Для нас, тогда молодых, начинающих художников, темы и образы Ижакевича звали также искать прекрасное в жизни нашего народа, будили в нас чувство единства с народом и непоколебимое желание показать этот народ средствами искусства»

Карп Трохименко, народный художник Украины

Биография

Иван Сидорович Ижакевич был многогранным художником: он прославился своими работами в книжной иллюстрации и журнальной графике, станковой живописи – писал портреты, жанровые картины, исторические полотна и пейзажи. Он также был иконописцем, с успехом работал над настенными росписями. Кроме того, испытал свои силы в театрально-декорационном искусстве. Известен он и как автор научно-популярных панно-картин, и как педагог. Его произведения хранятся во многих музеях Украины.

Родился будущий художник в бедной крестьянской семье на Уманьщине. Душа мальчика жадно впитывала народные песни и предания о тяжелых временах панщины, крестьянских восстаниях и подвигах казаков, страстные шевченковские строки, передававшиеся из уст в уста. Эти детские впечатления во многом определили будущую тематику творчества Ижакевича.

В 12 лет Иван был отправлен в Киев, «в науку» в Братский монастырь. Но церковную карьеру, о чем мечтала мать мальчика, ему не суждено было сделать. Живя у своего дяди-псаломщика на подворье Киево-Печерской лавры, Иван часто с завистью наблюдал за учениками лаврской иконописной школы. Однажды и сам решился проверить, есть ли у него талант к рисованию: «Эх, была не была, попробую и я, – сказал себе парень, раздобыл у дяди карандаш и бумагу и понатужился изобразить хоть приблизительно так, как он видел вчера у ученика. Когда рисунок [спящего извозчика] близился к концу, пришел дядя, посмотрел, улыбнулся, еще раз посмотрел и на рисунок, и на извозчика и решил, что нужно племянника определить в лаврскую школу. Небывалая радость обуяла парня…», – вспоминал Иван Сидорович в своих автобиографических записках.

Ижакевич в 1879-1881 годах учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре. Затем поступил в частную школу художника Николая Ивановича Мурашко, славящуюся своими демократическими традициями и прекрасными преподавателями. Но жить будущему художнику было не на что – на помощь из дома рассчитывать не приходилось. Мурашко нашел выход, зачислив Ивана на должность репетитора учеников начального класса вместо Николая Пимоненко, уехавшего в Петербург в Академию художеств.

В том же 1882 году большая группа педагогов и учеников рисовальной школы – в их числе Ижакевич – была привлечена к многолетней реставрации старинных фресок Кирилловского монастыря в Киеве.

Учеба под руководством талантливых преподавателей Мурашко и Платонова подготовила Ижакевича к поступлению вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств, куда он в 1884 году был зачислен сразу в фигурный класс, минуя класс головной.

Последовали первые успехи – похвалы за домашние работы, а затем и малая серебряная медаль. Но денег не хватало катастрофически: Ижакевич пишет многочисленные прошения об освобождении от платы за обучение, пытается подрабатывать иллюстратором в журналах. И когда в 1888 году нужда заставила молодого художника оставить учебу в Академии, он целиком отдается работе в журналах.

Он сотрудничает с «Живописным обозрением», «Всемирной иллюстрацией», «Севером», но наиболее плодотворным было сотрудничество с журналом «Нива», продолжавшееся 29 лет. Этот очень популярный в дореволюционной России еженедельник опубликовал сотни рисунков Ивана Ижакевича. Это были рисунки не только на темы украинского быта, но и на библейские мотивы, на темы русской истории, иллюстрации к литературным произведениям и театральным спектаклям…

В начале 1890-х Ижакевич ездит с этюдником по Украине: Полтавщина, Киевщина, места Запорожской Сечи… Профессиональное мастерство художника растет, меньше становится проходных, неудачных работ, вырабатывается оригинальный творческий почерк. С этого времени он овладевает техникой живописи гризайлью – в два  цвета, – что соответствует его склонностям художника-иллюстратора. Скупыми средствами он достигает большого художественного эффекта.

Тема жизни украинских крестьян, их тяжелого труда, обычаев и праздников, притеснений чиновниками и помещиками, страниц славной украинской истории навсегда становится главенствующей в творчестве Ижакевича. Многие картины художник посвящает сельской детворе. Нередко обращается и к жанру пейзажа.

Но особое место в его творчестве занимают произведения Тараса Шевченко и сама личность украинского гения. Ижакевич в течение всей своей долгой жизни делает множество иллюстраций к стихам и поэмам Шевченко, пишет и картины из жизни самого поэта. Певец-кобзарь в творчестве Ижакевича стал таким же символом украинского духа, как и в поэзии Шевченко. Шевченкиада Ижакевича насчитывает около 200 произведений.

В 1895 году Совет Петербургской Императорской Академии художеств выдал художнику свидетельство на право преподавания рисования в средних учебных заведениях. Когда Комитет по охране памятников старины пригласил Ижакевича на должность преподавателя киевской Лаврской школы, тот охотно согласился. В 1905-1906 годах Иван Сидорович руководил Лаврской школой, которую в 1906 году преобразовали в мастерскую. Сегодня Лаврские иконописные мастерские, отметившие свое 130-летие, носят имя Ивана Ижакевича.

В 1900-е, живя в Киеве, Иван Сидорович расписывает Трапезную и Всехсвятскую церкви Лавры, в 1911 расписывал церковь святого Георгия на мемориале «Казацкие могилы» – месте Берестейской битвы. Ижакевич пишет много видов Киева, которые в 1913 году вышли в виде альбома цветных открыток. Также художник работает в составе жюри конкурса на лучший проект памятника Шевченко в Киеве. В состав жюри входили крупнейшие деятели украинской культуры.

В 1917 году Ижакевич окончательно поселяется в Киеве. Он работает художником в клубе Куреневского кожевенного завода, преподает (до 1932 года) рисование в школе, иллюстрирует школьные учебники и хрестоматии на украинском языке.

В 1919 совместными усилиями художников создан Первый Профессиональный Союз художников Киева. В середине 1920-х Ижакевич примкнул к Ассоциации Художников Червоной Украины (АХЧУ).

В 1920-е Иван Сидорович много работает в станковой живописи, пишет картины на сюжеты из различных периодов истории Украины для Киевского, Харьковского, Днепропетровского, Черниговского исторических музеев. Картины пользуются успехом у посетителей музеев, и по заказу Наркомпроса Украины некоторые из них художник пишет в нескольких вариантах и повторениях. В 1931-1935 годах для Геологического музея УАН Ижакевич создает 14 огромных панно-картин, изображающих ландшафты различных геологических периодов.

Все эти годы художник активно продолжает работать в жанре книжной иллюстрации. В 1936 году Государственное издательство художественной литературы Украины начинает выпуск иллюстрированных изданий произведений классиков украинской литературы. В течение одного только  1937 года выходят иллюстрированные Ижакевичем драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня», «Бориславские рассказы» Ивана Франко, повесть Максима Коцюбинского «Фата Моргана». Когда началась подготовка к юбилейному изданию «Кобзаря» Тараса Шевченко, к 125-летию поэта, иллюстрации к нему единогласно поручили подготовить Ивану Ижакевичу. Свыше 30 ярких работ мастера украсили издание 1939 года и стали хрестоматийными.

Годы немецкой оккупации художник провел в Киеве, работая над иллюстрациями к «Энеиде» Котляревского (книга с его иллюстрациями вышла в 1948 г.). После войны написал ряд картин, посвященных Красной Армии и партизанам. Продолжил работу над иллюстрированием украинских классиков – В. Стефаника, М. Черемшины, О. Кобылянской, Г. Квитки-Основьяненко и других. Ивана Ижакевича, как книжного иллюстратора, можно сравнить с выдающимся французским художником Полем Гюставом Доре, который сказал «Я проиллюстрирую всё».

В 1951 году И. С. Ижакевич удостоен звания Народного художника УССР.

Последнюю свою картину художник начал за неделю до смерти. Умер Иван Сидорович на следующий день после своего 98-летия. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Иван Сидорович был дважды женат. Первый раз – во время учебы в Петербурге – на Аграфене Яковлевой. Их сын Александр покончил с собой в возрасте 16 лет. От второй жены в Киеве – Марии Ивановой – родился сын Михаил (1909-1975), композитор и музыкальный редактор. Мария погибла в 1940-м – попала под трамвай.

Иван Сидорович Ижакевич создал за свою долгую жизнь более 20 тысяч картин и иллюстраций, расписал несколько церквей и создал иконы более чем для 20 храмов.