Укр. Рус. Eng.

БЕРКОС Михаил Андреевич

(3.09.1861 — 20.12.1919)

«Мир, который передает Беркос, сверкает потоком солнца, света и цвета.
Он пишет свои картины быстро, легко, свободно.
В каждой картине есть своя колористическая находка, открытие. Здесь присутствует феномен, называемый «абсолютным глазом» художника»

Ольга Денисенко, искусствовед

Михаил Беркос родился в Одессе в состоятельной семье греческого подданного и русской дворянки. Закончил Одесскую рисовальную школу (1877) и продолжил обучение в Императорской академии художеств в Петербурге под руководством Михаила Клодта и Владимира Орловского (1878 – 1889). В академии Беркос подружился с молодыми художниками с Украины – Сергеем Васильковским, Михаилом Ткаченко, Константином Крыжицким, Михаилом Самокишем, с которыми во время каникул ездил в Харьков на этюды.

За успехи в обучении Михаил получил все возможные отличия – малые и большие серебряные, затем золотые медали, что давало право на четырехлетнюю заграничную поездку за казенный счет. Молодой художник не только наслаждался картинами старых мастеров в музеях Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии, но и много писал, совершенствовался в технике рисования. Украинский живописец многое перенял от французских импрессионистов, с их техникой плэнерной живописи, культом света и воздуха, чистых красок, цветовых рефлексий, «неуловимой подвижностью натуры».

Прожив по возвращении из Европы некоторое время в Петербурге, Михаил Андреевич перебирается на постоянное жительство в Харьков. Он поселился с семьей в живописной усадьбе Малая Даниловка, много работает, активно участвует в художественной жизни Харькова. С 1904 г. М.Беркос начинает преподавать в харьковской школе рисования и живописи, при его активном участии в 1912 году открывается Харьковское художественное училище, где он до 1917 года был одним из ведущих преподавателей. С 1906 г. Михаил Андреевич возглавляет Общество харьковских художников.

Все эти годы М.А. Беркос активно участвует в выставках: Академии художеств (начиная с 1890 г.), Санкт-Петербургского общества художников, обществ российских акварелистов, южнорусских художников, харьковских художников, Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, Всемирной выставке 1900 года в Париже... Харьковский художественно-промышленный музей в 1906 и 1908 гг. организовал персональные выставки художника, а в 1911 в Киеве прошла выставка двух ведущих слобожанских художников – Сергея Васильковского и Михаила Беркоса.

Несмотря на то, что всю свою жизнь Михаил Андреевич прожил в больших городах, он, подобно другим мастерам харьковской школы (С.Васильковский, М.Ткаченко, П.Левченко), писал в основном сельские пейзажи, поля и леса, любил изображать тихие старинные усадьбы или пыльные улочки провинциальных местечек. Одним из любимых мотивов художника было цветение природы – весенние поля и сады, пышные летние клумбы, алые капли маков на лугу и бело-розовое кипение яблоневого цвета… Отдельный цикл составляют его романтические итальянские пейзажи, созданные в 1899 году.

Умер М.А. Беркос в конце 1919 года от тифа, ненадолго пережив ушедших в 1917 г. выдающихся харьковских художников, своих друзей по академии – П.Левченко и С.Васильковского. Большая часть его творческого наследия (350 картин и эскизов) после смерти художника была сожжена его женой.

Искусствовед о художнике

  • Искусствоведы о Беркосе Михаиле

    «Даже в больших по размерам полотнах М.Беркоса превалирует короткий дрожащий мазок, который соединяясь с «вибрацией» тонких цветовых сочетаний воспроизводит динамизм природных сил.

Работы художника

  • «Рубка леса»
    «Рубка леса»
  • «На рейде вблизи Венеции»
    «На рейде вблизи Венеции»
  • «Итальянский пейзаж»
    «Итальянский пейзаж»
  • «Лен цветёт»
    «Лен цветёт»
  • «Болото. Село Благодатное»
    «Болото. Село Благодатное»
  • «Въезд в уездный город (Улица в Умани)»
    «Въезд в уездный город (Улица в Умани)»
  • «Девушка возле забора»
    «Девушка возле забора»
  • «Малая Даниловка. Парники»
    «Малая Даниловка. Парники»
  • «Пионы»
    «Пионы»
  • «Чертополох»
    «Чертополох»
  • «Вид на Казамичьолу, Неаполь»
    «Вид на Казамичьолу, Неаполь»
  • «Капри»
    «Капри»
  • «Сорренто»
    «Сорренто»
  • «Сорренто»
    «Сорренто»
  • «Тиволи»
    «Тиволи»
  • «Весна»
    «Весна»
  • «Молотьба»
    «Молотьба»
  • «На хуторе. Малая Даниловка»
    «На хуторе. Малая Даниловка»
  • «Малая Даниловка»
    «Малая Даниловка»
  • «Село летом»
    «Село летом»
  • «Маки цветут»
    «Маки цветут»
  • «Амальфи»
    «Амальфи»
  • «Сирень цветет»
    «Сирень цветет»
  • «Диканька»
    «Диканька»
  • «Зима»
    «Зима»
  • «Июнь. Маки расцветают»
    «Июнь. Маки расцветают»
  • «В цветущем саду»
    «В цветущем саду»
  • «Яблоня цветёт»
    «Яблоня цветёт»
  • «Вид на Ново-Иерусалимский монастырь»
    «Вид на Ново-Иерусалимский монастырь»
  • «Летом»
    «Летом»
  • «Луг»
    «Луг»
  • «Остров Искрия»
    «Остров Искрия»
  • «Пейзаж в Оверни. Франция»
    «Пейзаж в Оверни. Франция»

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.