Укр. Рус. Eng.

ДАНИЛОВ Вячеслав Павлович

«…ему подвластны не только все техники, но и все виды искусства: он мастер печатной гравюры, станковой графики, живописи, скульптуры. На выставке мы увидели его керамику, эмаль. Поистине впечатляющая одарённость!»
Т.Абрамова, журналист.

Родился 2 июня 1938 года в Кривом Роге. Образование получил в Днепропетровском художественном училище и Ленинградском высшем промышленно-художественном училище им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия). В последнем в 1971 году закончил аспирантуру. С 1972 года Данилов живет и работает в Днепропетровске. Член Национального Союза художников Украины с 1974 года, член Профессионального Союза художников России. В 1992-2001 годах возглавлял Днепропетровскую организацию Национального Союза художников Украины. В 2001-2005 гг. преподавал живопись, рисунок, композицию в открытом международном университете развития человека «Украина». Награждён медалью «За верную службу родному городу» в 1998 г.,  медалью “За заслуги перед городом” в 2013 г., всевозможными грамотами за участие в творческой жизни города и страны.

Своими учителями Вячеслав Павлович считает Александра Семёновича Куко  и Коммунара Савельевича Беркуту (ДХУ); профессоров Анатолия Алексеевича Казанцева, Георгия Иосифовича Рублёва, Кирилла Леонардовича Иогансена (ЛВПХУ им.В.И.Мухиной).

Участник многих областных, республиканских, международных выставок с 1973 года. Персональные выставки состоялись в 1974, 1993, 1998, 2002, 2008, 2008, 2012, 2013, 2013 гг. (г.Днепропетровск). Участник эмальерных симпозиумов в Венгрии (г.Кечкемет).

Искусствовед о художнике

  • Художнику всегда нужен зритель. Зритель - это собеседник, в разговоре с которым рождаются интересные идеи, затрагиваются глобальные вопросы о жизни, о ее смысле, решаются или обостряются  проблемы.

    Вячеслав Павлович Данилов, кажется, не обделен собеседниками. Ведь его произведения открыты   для зрителей. Расположенные в людных  местах, они украшают театры, общественные учреждения. Это – возможность рассказать об истории и современности  через художественные образы с позиции художника нашего времени. Монументальное искусство – искусство больших человеческих идей. Настоящий художник всегда в авангарде общества. Он по-особому воспринимает время, его достижения и его проблемы. Своими  произведениями он на этом заостряет внимание зрителя, помогает ему увидеть, что хорошо и что плохо в мире, в котором он живет. 

    Вячеслав Павлович создал барельефы для Днепропетровского театра оперы и балета (там же оформил панно-маркетри в комнате приема гостей). Его рельефы украшают вестибюль диорамы «Битва за Днепр», фойе театра украинской драмы им. Т. Г. Шевченко, дегустационный зале «Нектар». Работает художник и в других техниках. Это витражи в Днепропетровской медицинской академии, росписи в Верхнеднепровском Дворце пионеров, росписи и витражи в Днепропетровском зале органной и камерной музыки, роспись в Днепропетровской консерватории, гобелены во Дворце школьников и юношества.

    Вячеслав Данилов – человек высокой культуры, наш современник, способный на основании жизненного опыта, своих знаний оценить наше время как настоящий художник и философ. Он не может быть безразличен ко всему, что происходит в стране. Он наделен обостренным чувством восприятия человека, его настроения, состояния. И если раньше Мастер писал в основном жанровые ко��позиции, картины на исторические темы, пейзажи, то теперь его внимание в значительной степени отдано созданию портретов. Но эти портреты необычны – они выполнены в графической технике. Это довольно большого размера картоны, на которых углем изображены люди разных социальных слоев.

     

    Лица, лица, лица… Взгляд веселый или грустный, выражающий счастье или безысходность, страдания. И это не просто портреты конкретных людей. Это – образы наших современников с их мировоззрением, их ощущением и пониманием жизни. Здесь не только лицо выражает сущность человека, но и его поза, окружающие предметы, по которым мы можем многое узнать о человеке.  

    И руки… Немощные, трясущиеся или полные сил и энергии, руки интеллигента или натруженные узловатые руки человека физического труда.  Не многие художники могут грамотно нарисовать руки. А ведь они, так же как и лицо, могут раскрыть характер  человека.  

    Для В.Данилова интересен каждый человек со своим характером, своими переживаниями. Наблюдения художника позволили ему обобщить черты отдельных людей и создать образы, отражающие наше время. И, когда смотришь на портреты, кажется, что это – твои знакомые. Не столько внешне (черты лица, руки), сколько их характер, сущность. А это выразить средствами искусства довольно трудно. Но Вячеслав Данилов с этим великолепно справляется.  

    Вот перед нами женщина. Она немолода, прожила большую, насыщенную событиями и впечатлениями жизнь, от которой у нее сохранились привычки, манера поведения. Но пришло другое время и сейчас она несколько несуразно смотрится, выпадая из времени. Создается впечатление раздвоения личности, беспомощности этой пожилой женщины в другом, непривычном ей мире. С одной стороны, она воспринимается комично, но в этой ҝомичности – трагедия. Ее трагедия, и трагедия времени перемен.

    Графическую технику – рисунок углем – он выбрал не случайно. Линии разной толщины, твердые и уверенные или прерывистые и вибрирующие передают ощущение жизни и многое могут рассказать.  Кажется, рисунки сделаны на едином дыхании и передают сиюминутное впечатление об изображенном. Это не застывшие портреты, а живые люди с их эмоциями, переживаниями.  Автор что-то не дорисовывает, не договаривает, предлагая нам самим дорисовать, додумать, дочувствовать.  Зритель становится соавтором. И каждый из соавторов может увидеть в портрете что-то свое. Ведь  произведения искусства заставляют думать. Думать об изображенном незнакомом человеке, о своих близких и знакомых, вообще о человеке, о мире, в котором мы живем. Таким образом, каждое произведение В. П. Данилова становится философским размышлением. Каждый портрет надо смотреть, смотреть и всматриваться, воспринимать и понимать.

    Куличихин Владимир Владимирович, искусствовед

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.