Укр. Рус. Eng.

ЧЕРНЯВСКИЙ Георгий Георгиевич

(20.04.1924 – 31.03.1981)

Творчество Г. Г. Чернявского – яркий пример того,
что пейзаж… становится могучей силой
духовного влияния на разум и чувства человека.

Павел Говдя, искусствовед

 

Пейзаж был любимым жанром народного художника Украины Георгия  Георгиевича Чернявского. Начиная с 50-х годов ХХ века, им было написано множество пейзажей: лирических – отображающих красоту природы, и подчеркнуто динамичных – передающих могучую поступь развития индустрии.

Биографическая справка

  • Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1969).

    Народный художник Украинской ССР (1976).

    Лауреат Государственной премии им. Т. Г. Шевченко (1978).

    Член Союза художников СССР.

    Родился 20 апреля 1924 года в Екатеринославе (сейчас – Днепропетровск). 

    Способности к рисованию у Георгия проявились еще в раннем детстве. Окончив школу, он поступил в Днепропетровское художественное училище, но окончить его помешала начавшаяся война. Совсем юным Чернявский ушел на фронт, воевал, был награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны I и II степеней, медалями.

    Вернувшись после войны в родной город, Георгий продолжил обучение в Днепропетровском художественном училище (учителя по специальности – Н. С. Погребняк, М. Н. Панин). Затем поступил в Киевский государственный художественный институт, который окончил с отличием в 1955 г. Его преподавателями были К. Д. Трохименко и И. Штильман. 

    В 1955 году Георгий Чернявский вернулся в родной город преподавателем живописи и директором Днепропетровского государственного художественного училища (1955–1964), а буквально через пару лет его назначили главой Днепропетровской организации Союза художников Украины.

    Первое время художник с семьей жил при училище, затем получил квартиру, одна их комнат в которой была отведена под мастерскую. Работать в крохотной хрущевке было невероятно трудно. В таком же, если не худшем, положении в то время находилось большинство художников, и Чернявский выдвинул фантастическую по тем временам идею – построить мастерские, в которых днепропетровские живописцы могли бы работать в достойных условиях. Проект был принят, и в Днепропетровске на проспекте Пушкина появилось уникальное здание, на первом этаже которого был оборудован выставочный зал и комнаты, в которых размещалось правление Союза художников, второй и третий этажи были жилыми, а на четвертом размещались мастерские. На тот момент это было большим достижением – в Украине наличием художественных мастерских при академии и художественном институте могли похвастаться разве что киевляне. Здание сохранилось до наших дней, в нем по-прежнему живут и работают днепропетровские художники.

    Георгий Чернявский проработал на этой должности до 1974 года, а затем переехал в Киев, где стал секретарем правления Союза художников УССР (1974–1981) и одновременно преподавал спецдисциплины в Киевском художественном институте (1975–1978). Здесь Чернявский начал осваивать технику акварели. И, несмотря на огромную занятость, почти ежегодно принимал участие в работе Всесоюзной творческой группы акварелистов.

    В своем творчестве мастер занимался в основном пейзажами и редко обращался к другим жанрам. Еще со времен обучения в институте основное место в его произведениях стала занимать природа родного украинского края. Начиная с 1951 года, Чернявский принимал участие в многочисленных выставках. Одна из них – выставка в Киеве (1962) трех днепропетровских художников: М. А. Кокина, Н. И. Родзина и Г. Г. Чернявского.

    По воспоминаниям родных, художник отличался поистине фантастической трудоспособностью. Активно занимаясь общественной и преподавательской деятельностью, он сумел создать огромное количество произведений, работая почти исключительно на пленэре. Живописи он посвящал практически все свое свободное время, принимал активное участие в творческих поездках украинских художников. Чернявский каждый год путешествовал по необъятным просторам Советского Союза, побывал на необитаемых островах Севера, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Прибалтике – и отовсюду привозил изумительные пейзажи. Он мечтал написать большую серию полотен, посвященных красоте родной Украины, но оставлял эту работу на потом, полагая, что украинские пейзажи никуда от него не денутся, вот они, рядом, только руку протяни… Так и оказалось, что когда в Москве и Киеве проходила большая посмертная выставка художника «Вся моя Родина», на ней были представлены полотна, изображавшие самые дальние уголки Союза, а вот родных украинских пейзажей оказалось гораздо меньше… Художник так и не успел в полной мере воплотить в жизнь свою заветную мечту…

    Обычно начинал работать не над одной-двумя картинами, а над целой тематической серией. Такими были получившая огромный общественный резонанс серия «Здесь каждый камень Ленина знает», отобразившая едва ли не все места нашей страны, связанные с жизнью и ��еятельностью В. И. Ленина. За этот труд художник был награжден орденом Ленина. Также известны серии «Индустриальная Днепропетровщина» (1955–1970), «Ульяновы на Украине» (1972–1977), «Широка страна моя родная» (1974) – к 50-летию образования СССР, «Строится 9-я Криворожская» (1974–1976); картины «Над Днепром» (1974) и другие.

    …К сожалению, довольно значительная часть богатого наследия художника была утрачена. Полотна, вернувшиеся после посмертной московской выставки и хранившиеся в мастерской, бесследно исчезли. С тех пор прошло много лет, но судьба картин до сих пор остается тайной…

    Г. Г. Чернявский умер 31 марта 1981 года, похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

    Произведения Георгия Чернявского хранятся в художественных музеях Днепропетровска, Донецка, Луганска, Запорожья, Полтавы, в Днепропетровском историческом музее им. Д. И. Яворницкого, Музее украинской живописи (Днепропетровск), Национальном художественном музее (Киев), частных коллекциях.

Искусствовед о художнике

Работы художника

Из коллекции Музея украинской живописи

  • Осень на Ангаре
    Осень на Ангаре


Акварели. Из коллекции семьи Чернявских


Зал одной картины

  • Зал одной картины - ЧЕРНЯВСКИЙ

    Г. Г. Чернявский. «Осень на Ангаре». Холст, масло

    Из коллекции Музея украинской живописи (Днепропетровск)

     

    …Пейзаж «Осень на Ангаре», написанный после путешествия по Сибири, воспевает красу и величие таежного края. Крутые берега реки, заросшие густым лесом, дорога, ведущая вглубь, передают ощущение простора. Могучие деревья с ровными вертикальными стволами, водная гладь, облачное небо написаны энергичными мазками. Сдержанный суровый колорит, композиционное построение придают пейзажу монументальное, эпическое звучание. Во всем    чувствуется первозданная сила природы. Сила, которая передается людям, живущим в этом крае. Художник не просто документально воспроизвел на холсте определенный уголок природы. Он создал художественный образ суровой и прекрасной земли сибирской…

     

    Автор текста для аудиогида и консультант:
    член Союза художников Украины, искусствовед,
    ведущий научный сотрудник Днепропетровского художественного музея
    В. В. Куличихин,
    Текст читает диктор и телеведущий М. М. Горбенко.

     

    Увидеть картину и послушать рассказ о ней, записанный на аудиогид, можно в виртуальном Зале одной картины и в Музее украинской живописи, (Днепропетровск, Красная площадь, 5-А)

Воспоминания о художнике

Из личного фотоархива

Печатные издания

  • Чернявский Георгий. Каталог выставки произведений. 1983

    Чернявский Георгий. Каталог выставки произведений. 1983

  • Чернявский Георгий. По кольской земле. 1975

    Чернявский Георгий. По кольской земле. 1975

  • Чернявский Георгий. По Венгрии. Выставка акварелей. 1973

    Чернявский Георгий. По Венгрии. Выставка акварелей. 1973

  • Чернявский Георгий. По ленинским местам. 1972

    Чернявский Георгий. По ленинским местам. 1972

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.