22 января

В этот день

Родился Никола ЛАНКРЕ (22 января 1690, Париж – 14 сентября 1743, там же) — французский художник жанра рококо.

Ученик Дюлена, К. Жило и А. Ватто. С1719 года был членом парижской академии художеств, с 1735 года — её советником. Писал в духе А. Ватто – персонажей итальянской комедии дель арте, галантные сцены, сельские прогулки и увеселения, пасторали, маскарады и т. п. Менее удачны у него портреты и исторические сюжеты. Картины Ланкре хранятся в ведущих музеях Европы, хорошие подборки его работ есть в Лувре и Эрмитаже.

«Автопортрет». Около 1720 «Портрет танцовщицы Мари Камарго». 1730. Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Родился Франсис ПИКАБИА (полное имя Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре; 22 января 1879, Париж — 30 ноября 1953, Париж) — французский художник-авангардист, график и писатель-публицист.

Франсис Пикабиа́ получил известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам. Он оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм.

Отец Франсиса был атташе в кубинской дипломатической миссии в Париже. Пикабиа не испытывал финансовых проблем и мог всецело отдаться творчеству. Он учился в Школе изящных искусств и Школе декоративного искусства. В течение всей своей жизни художник множество раз менял свой творческий стиль, манеру письма, а также личные и эстетические пристрастия. В этом отношении Франсис Пикабия превосходит даже своего более знаменитого современника и приятеля Пабло Пикассо.

«Невеста», 1929

Одним из наивысших достижений Франсиса Пикабия является балет и кинофильм «Relache» («Антракт» или «Спектакль отменяется»), сделанный совместно с ярким авангардным композитором Эриком Сати и молодым кинорежиссёром Рене Клером…

Любитель красивой жизни и удовольствий, Пикабиа в последний период жизни перешёл к условной и почти гламурной живописи, служившей немедленной коммерческой выгоде.

  «Я вновь вспоминаю мою дорогую Ундин». 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк


Родился Моисей (Мойша) КИСЛИНГ (22 января  1891, Краков — 29 апреля 1953, Санари-сюр-Мер, Франция) – французский художник Парижской школы.

Выходец из Польши, сын краковского портного. Работал преимущественно в жанрах портрета и ню. Имя Кислинга связано с такими легендарными личностями, как Пикассо и Модильяни. Учился в художественной школе в Кракове, в 1910 переехал в Париж, сначала поселился на Монмартре, затем на Монпарнасе, где был соседом Модильяни и Паскина по ателье. Был одним из основателей так называемой «Парижской школы» - интернационального круга ху��ожников, сложившегося в основном в 1910-20-е гг. в Париже. Это была группа художников, выходцев из разных стран - А. Модильяни из Италии, М. Шагал из России, Ж. Пасхин (Паскен) из Болгарии, Х. Сутин из Литвы, М. Кислинг из Польши, И. Фудзита (Фужита) из Японии и др. - которые создали свой вариант экспрессионизма. Кислинг, по словам современника, был «осью, вокруг которой крутилось все на Монмартре».

С началом Первой мировой войны Кислинг записался в Иностранный легион, был тяжело ранен в бою на Сомме (1915). За это ранение ему предоставили французское гражданство. В ноябре 1919 года с большим успехом прошла выставка Кислинга в галерее Дрюэ. Кислинг становится известным, хорошо продаваемым художником, но по-прежнему продолжает много работать. Когда началась Вторая мировая война, Кислинг снова идет добровольцем на фронт. После капитуляции Франции еврей Кислинг с семьей вынужден уехать в США. В Нью-Йорке и Вашингтоне успешно прошли его выставки. Он работает как портретист, получает много заказов. После окончания войны Кислинг возвращается во Францию, в городок Санари-сюр-Мер в Провансе, в который он впервые приехал еще в 1913 году. Самое большое собрание картин Кислинга находится в Женеве, в музее Малого дворца (Musée du Petit Palais).

  «Женский портрет». 1924


Родился Осип (Иосиф) Эммануилович БРАЗ (22 января 1873, Одесса – 6 ноября 1936, Шантильи (Париж)) – живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской Академии художеств. Один из представителей художественного объединения «Мир Искусства», считался одним из лучших портретистов своего времени.

Учился живописи в Одесской художественной школе у Кириака Костанди. Продолжил своё образование в Мюнхене, в школе Шимона Халлоши, и в Мюнхенской академии художеств. Затем жил во Франции. В дальнейшем художник переселился в Голландию, где изучал современное европейское искусство и творчество художников Голландии, после чего вернулся в Россию и учился в мастерской И. Е. Репина (Петербургская Академия художеств).

«Натюрморт»

Отличительные черты творчества О. Э. Браза – насыщенный колорит и свободная манера живописи, сочетание традиционализма с элементами импрессионизма и модерна. Одной из творческих целей художника было — возрождение традиций русского парадного портрета. Большой популярностью пользовались изысканные женские портреты Браза, им была создана целая галерея портретов русских художников конца XIX - начала XX вв. Автор единственного прижизненного законченного портрета А.П. Чехова.

«Портрет А.П. Чехова», 1898

Браз воспитал многих живописцев. С конца 1890-х гг. он преподавал в собственной мастерской (ее посещала, например, 3. Е. Серебрякова), в Рисовальной школе при ОПХ (1902-04), в 1920-х гг. - во Вхутеине. В 1918-1924 годы Осип Браз учёный хранитель и заведующий отдела голландской живописи Эрмитажа.

В 1924 был арестован, сослан в Соловецкий лагерь. В 1928 году выехал в Германию, а затем — в Париж, где занимался живописью и торговлей антиквариатом. В 1930 году в Париже прошла его персональная выставка.

Работы О. Э. Браза хранятся в Третьяковской галерее, Днепропетровском художественном музее, Русском музее, Одесском художественном музее и других художественных собраниях.

«Автопортрет» «Портрет жены». 1907


Родился Вилли БАУМАЙСТЕР (22 января 1889, Штутгарт — 31 августа 1955, Штутгарт) — немецкий художник-абстракционист и теоретик искусства.

Начинал с изучения декоративного искусства. В 1909 году поступил в штутгартскую Академию искусств, где обучался в классе композиции у Адольфа Хёльцеля. Первая персональная выставка состоялась в 1912 году в Цюрихе. В 1913 году участвует в «Первом Немецком Осеннем салоне». На раннее творчество В. Баумейстера большое влияние оказала живопись Сезанна.

В 1919 году формируется свой, оригинальный художественный стиль, в котором большую роль играют рельефные, конструктивистские элементы. В 1928 году Баумайстером создаётся серия графических работ под названием «Спорт и машина», в которой воспевается красота человеческого тела и пропагандируется спорт как одна из профильных тем искусства.

«Лежащий теннисист», 1929

После прихода в Германии к власти нацистов был лишён места преподавателя и причислен к представителям дегенеративного искусства. После войны, в 1946 году приглашён преподавателем живописи в Штутгартскую Академию искусств. Имел огромное количество учеников. В 1947 году В. Баумастер публикует теоретическую работу «Незнакомое в искусстве» (нем. Das Unbekannte in der Kunst), тем самым положив начало теоретическому осмыслению современного абстрактного искусства в Европе.

  «Черные драконы», 1950


Родился Даниил (Данило) Георгиевич НАРБУТ (22 января 1916, Петроград — 2 марта 1998, Черкассы) —украинский театральный художник, живописец. Народный художник Украины (1994). Лауреат Государственной премии Украины им. Тараса Шевченко (1996).

Родился в семье выдающегося украинского художника-графика Г. И. Нарбута. С 14 лет работал в декоративной мастерской Киевского оперного театра. В 1933—1935 годах обучался на Всесоюзных курсах театральных художников при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Ученик Ф. Г. Кричевского и А. В. Хвостенко-Хвостова. В 1936 году незаконно репрессирован. После 2-х лет заключения в лагерях на Беломорканале, был освобождён и работал в театрах Ейска и Златоуста.

С 1939 года добровольцем участвовал в финской войне. Участник Великой Отечественной войны. Попал в плен. Находясь в оккупации, работа�� главным художником Киевского цирка, художником-консультантом Киевского театрального музея, позже художником в Житомирском, Черновицком и Черкасском театрах. На Волыни возглавил сотню УПА, воевал против фашистов и польской Армии Крайовой. На протяжении своей сознательной жизни считал себя убежденным украинским националистом.

После окончания войны — главный художник Ивано-Франковского театра (с 1961). С 1965 года жил и работал в Черкассах. Сначала работал художником в Черкасском академическом музыкально-драматическом театре им. Тараса Шевченко, а затем ушел на пенсию и много рисовал. Почётный гражданин города Черкассы.

Автор серии картин «Киевская Русь» (1980—1989), «На Черкасском базаре», «Мои друзья, мои учителя», серии портретов «Гетманы Украины» (1992—1995).

  «Федор Вешняк, полковник черкасский»


Если вы знаете об интересных событиях из истории живописи, произошедших в этот день, пожалуйста, напишите нам об этом! Спасибо!






* обязательно к заполнению